Top.Mail.Ru
 
Психологи советуют

Как подготовить ребенка к школе: советы психолога

Давайте попробуем распутать клубок вопросов, актуальных для родителей на этом этапе. Какая готовность к школе важна — педагогическая или психологическая?

Психологи выделяют пять областей развития ребенка, необходимых для успешной адаптации к школьной жизни.

Социальный интеллект

В основе развития социального интеллекта ребенка лежит тот факт, насколько его социальная среда богата и достаточное ли количество контактов с людьми имеет ребенок.

Первый шаг, с которого стоит начать, — развитие чуткости к близким и усвоение правил поведения.

Какие игры и ситуации могут решать эти задачи?

Важно направлять фокус внимания ребенка на интересы близких людей. Вместе с ребенком можно поразмышлять, как обрадовать близкого человека: бабушку, друга, брата или сестру.

Научить ребенка радоваться тому чувству, которое возникает, когда мы приносим счастье другим, — важная и актуальная на сегодняшний день задача.

Правила поведения в обществе

Это база, без которой ребенку тяжело будет адаптироваться не только к школьной жизни. И первое, с чего нужно начать, — научиться использовать эти правила в нужное время и в нужном месте.

Понукание и одёргивание ребенка считаются неэффективными методами корректировки поведения, прежде всего используйте свою включенность в его активность. Например, если вы стоите в очереди у врача, можно использовать настольные или словесные игры, чтение книг.

Скоротать время с пользой можно с помощью ярких игр: «Кот и компания», «Калейдоскоп животных», «Кулинарный поединок». В них простые правила, они будут понятны и малышам. Детей постарше увлекут игры «Сотомино» и «Квадромино».

Опыт детей соблюдать правила во время настольных игр научит их слышать и принимать правила и в других жизненных ситуациях.

Эмоциональный интеллект

Понимание своих чувств и эмоций, а также эмоций окружающих людей, влияние на свои эмоции — важный шаг к комфортной жизни школьника.

Развить перечисленные навыки у ребенка родителям помогут следующие подсказки:

  • Отражайте чувства ребенка. Покажите своим примером, что все чувства важны и могут быть приняты и выражены в экологичной форме.
  • Разговаривайте о ситуациях взаимодействия героев сказок или фильмов и реальных людей, это важный учебный материал для развития эмоционального интеллекта.
  • Играйте в игры, которые позволяют развить эмоциональный интеллект. Одна из таких игр — «Судоку. Эмоции для самых маленьких». Подробнее о вариантах игры читайте в статье «Эмоциональный интеллект: подсказка для родителей».
  • Учитесь выражать собственные чувства.

Любая совместная деятельность взрослого и ребенка эмоционально обогащает участников. Важно стремиться к тому, чтобы это время доставляло всем участникам процесса удовольствие, используйте для этого не только обучающие игры. Возьмите на заметку веселые игры («Умелые акробаты» и «Котик-шалун»), где есть возможность родителю и ребенку вместе развлечься.

Произвольность и мотивация

Еще один ключ к успешной подготовке ребенка к школе — это формирование познавательных и социальных мотивов. Они формируются прежде всего через близкое общение со взрослым и через ведущую деятельность дошкольника — игру.
Что может сделать родитель, чтобы сформировать и сохранить у ребенка мотивацию к учебе в школе:
  • Обеспечить дошкольнику свободное время для свободной игры. Об этом мы рассказывали в нашей статье «Сюжетно-ролевая игра и ее значение в развитии ребенка».
  • Поддерживать эмоционально близкие отношения с ребенком.
  • Контролировать процесс изучения нового, не торопя и не тормозя событий.
  • Развивать ребенка в соответствии с его ведущей деятельностью.
  • Создавать позитивную эмоциональную обстановку в процессе изучения чего-то нового.
  • Обеспечивать ребенка свободным пространством для его активностей.
  • Быть примером для своего ребенка, расширяя сферу своих интересов.
Развитие произвольности ребенка — это одна из целей воспитания дошкольника. Развитие произвольности дает отличный школьный старт для ребенка любых способностей. В основе этого понятия лежит умение ребенком владеть собой и направлять свои умения на значимые цели: учебные, спортивные и увлечения.

Развитие этой компетенции тесно связано с физиологией, за ее возникновение отвечают лобные отделы коры мозга, и пока они не сформированы у ребенка, управлять своим поведением ему достаточно сложно. Лучше всего они созревают, если ребенок физически активен.

Если у ребенка к 6–7 годам созревает способность к контролю своих действий, то это уже достаточное условие для начала обучения в школе.

Для этого родительское внимание следует направить на следующие моменты:

  • Создание среды для общения и игр со сверстниками.
  • Обеспечение физической активности ребенка.
  • Игры с ребёнком, помогающие развивать самоконтроль, концентрацию внимания, усидчивость. К такой игре можно отнести, например, «IQ-Конструктор».
  • Обучение ребенка в форме игры.
  • Ограничение доступа к электронным гаджетам, т. к. их влияние имеет негативные последствия для нервной системы и волевых качеств ребенка.

Физическое развитие ребенка

Эта область развития ребенка во многом определяет остальные сферы его жизни (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). Физическое здоровье дает возможность справляться с эмоциями, быть принятым в коллективе, позволяет умственно развиваться и дает основу устойчивой самооценке.

Познакомьте ребенка с играми вашего детства: «классики», «вышибалы», «резиночки», «скакалки». Дети с удовольствием подхватывают эти игры, вы и не заметите, как все дети во дворе присоединятся к вам. Это еще один способ настроить эмоциональный контакт с ребенком, и, как мы уже знаем о его важной роли в дошкольном возрасте, не стоит упускать такую возможность.

Интеллектуальные навыки

И наконец, пятый ключ к успешной адаптации ребенка к школе — интеллектуальные навыки ребенка. Как правило, именно на них фокусируют свое внимание родители дошкольников. К ним можно отнести чтение, счет и общую осведомленность.

Обучение чтению дошколят

Для подготовки ребенка к чтению необходимо развить три области: фонематический слух, словарный запас и способность излагать мысли. Их можно развивать в контексте жизни: говорить с ребенком, рассказывать и придумывать сказки, петь песни, читать с ребенком. При чтении старайтесь не стремиться охватить большое количество книг, а читать медленно и вдумчиво.

Какие игры могут помочь в развитии навыков чтения?

Знакомство с буквами можно начать с игры-головоломки «Загадочные брусочки». В этой игре делайте упор на диалог с ребенком через открытые вопросы. Побуждайте ребенка к активной речи. Большой словарный запас ребенка — это первая ступенька к подготовке ребенка к чтению.

Счет и логическое мышление

В развитии этой области также помогут настольные игры. С их помощью ребенка можно легко обучить следующему:

  • Свободно считать до 10 и обратно, называть цифры подряд и вразбивку.
  • Составлять цифры в пределах десятка. Например: 6 состоит из 3 и 3 или из 4 и 2.
  • Считать парами и тройками.
  • Делить группы предметов на равные части.
  • Измерять предмет с помощью палочек.
  • Ориентироваться в понятиях «больше», «меньше», знать, что 2 меньше 6 и т. д.
Помощником в изучении счета с 2 лет станет игра «Раз, два, три, четыре». Ребятам с 3 лет уже можно вводить математические понятия, а начинать это делать можно с игры «Много или мало?».
Следующие игры замечательно подойдут для развития математического стиля мышления:

  • Развивающая игра «Муравьишки» — многогранная игра, позволяет детям осваивать математические понятия в игровой форме.
  • Тему геометрических фигур можно освоить через игры «Где какая форма?», а детям постарше можно предложить головоломку «Пентамино».
  • Для развития логического мышления можно использовать игры-тримино: «Вкусные задачки» и «Радугу цифр». Для детей от 4 лет можно предложить игру-судоку «Животные».
  • Также для развития мышления, памяти и внимания не стоит пренебрегать такими играми, как лото, домино и всевозможные головоломки.
  • Многофункциональная игра «Фруктовый счет» будет интересна как родителям, так и детям, она поможет в игровой форме освоить математические понятия «цифра» и «количество».

Общие знания

Важным фактором, определяющим готовность ребенка к школе, является кругозор ребенка и умение ориентироваться в окружающем мире. Этот опыт дошкольники могут получить через:

  • разговоры и совместную деятельность со взрослыми;
  • изучение энциклопедий и научных журналов для детей;
  • научно-популярные фильмы;
  • эксперименты и опыты.

Расширять общий кругозор с 2 лет можно начать с таких игр, как «Домашние любимцы» и «На ферме». Их можно использовать для развития как мелкой моторики, так и речи ребенка.

Детям постарше можно предложить изучение мира профессий с помощью игры «Какие бывают профессии?», познать животный мир через игры о животных: «Что едят зверята?», «Кто-кто в домике живет?».

Подводя итог, важно сказать, что при развитии любых навыков важен положительный настрой и вера в ребенка. Идти нужно путем не сопротивления, а бережного отношения к личности ребенка — тогда любая школа станет увлекательным миром знаний для детей.