Давайте попробуем распутать клубок вопросов, актуальных для родителей на этом этапе. Какая готовность к школе важна — педагогическая или психологическая?
Психологи выделяют пять областей развития ребенка, необходимых для успешной адаптации к школьной жизни.
Психологи выделяют пять областей развития ребенка, необходимых для успешной адаптации к школьной жизни.
Социальный интеллект
В основе развития социального интеллекта ребенка лежит тот факт, насколько его социальная среда богата и достаточное ли количество контактов с людьми имеет ребенок.
Первый шаг, с которого стоит начать, — развитие чуткости к близким и усвоение правил поведения.
Первый шаг, с которого стоит начать, — развитие чуткости к близким и усвоение правил поведения.
Какие игры и ситуации могут решать эти задачи?
Важно направлять фокус внимания ребенка на интересы близких людей. Вместе с ребенком можно поразмышлять, как обрадовать близкого человека: бабушку, друга, брата или сестру.
Научить ребенка радоваться тому чувству, которое возникает, когда мы приносим счастье другим, — важная и актуальная на сегодняшний день задача.
Научить ребенка радоваться тому чувству, которое возникает, когда мы приносим счастье другим, — важная и актуальная на сегодняшний день задача.
Правила поведения в обществе
Это база, без которой ребенку тяжело будет адаптироваться не только к школьной жизни. И первое, с чего нужно начать, — научиться использовать эти правила в нужное время и в нужном месте.
Понукание и одёргивание ребенка считаются неэффективными методами корректировки поведения, прежде всего используйте свою включенность в его активность. Например, если вы стоите в очереди у врача, можно использовать настольные или словесные игры, чтение книг.
Скоротать время с пользой можно с помощью ярких игр: «Кот и компания», «Калейдоскоп животных», «Кулинарный поединок». В них простые правила, они будут понятны и малышам. Детей постарше увлекут игры «Сотомино» и «Квадромино».
Опыт детей соблюдать правила во время настольных игр научит их слышать и принимать правила и в других жизненных ситуациях.
Понукание и одёргивание ребенка считаются неэффективными методами корректировки поведения, прежде всего используйте свою включенность в его активность. Например, если вы стоите в очереди у врача, можно использовать настольные или словесные игры, чтение книг.
Скоротать время с пользой можно с помощью ярких игр: «Кот и компания», «Калейдоскоп животных», «Кулинарный поединок». В них простые правила, они будут понятны и малышам. Детей постарше увлекут игры «Сотомино» и «Квадромино».
Опыт детей соблюдать правила во время настольных игр научит их слышать и принимать правила и в других жизненных ситуациях.
Эмоциональный интеллект
Понимание своих чувств и эмоций, а также эмоций окружающих людей, влияние на свои эмоции — важный шаг к комфортной жизни школьника.
Развить перечисленные навыки у ребенка родителям помогут следующие подсказки:
Любая совместная деятельность взрослого и ребенка эмоционально обогащает участников. Важно стремиться к тому, чтобы это время доставляло всем участникам процесса удовольствие, используйте для этого не только обучающие игры. Возьмите на заметку веселые игры («Умелые акробаты» и «Котик-шалун»), где есть возможность родителю и ребенку вместе развлечься.
Развить перечисленные навыки у ребенка родителям помогут следующие подсказки:
- Отражайте чувства ребенка. Покажите своим примером, что все чувства важны и могут быть приняты и выражены в экологичной форме.
- Разговаривайте о ситуациях взаимодействия героев сказок или фильмов и реальных людей, это важный учебный материал для развития эмоционального интеллекта.
- Играйте в игры, которые позволяют развить эмоциональный интеллект. Одна из таких игр — «Судоку. Эмоции для самых маленьких». Подробнее о вариантах игры читайте в статье «Эмоциональный интеллект: подсказка для родителей».
- Учитесь выражать собственные чувства.
Любая совместная деятельность взрослого и ребенка эмоционально обогащает участников. Важно стремиться к тому, чтобы это время доставляло всем участникам процесса удовольствие, используйте для этого не только обучающие игры. Возьмите на заметку веселые игры («Умелые акробаты» и «Котик-шалун»), где есть возможность родителю и ребенку вместе развлечься.
Произвольность и мотивация
Еще один ключ к успешной подготовке ребенка к школе — это формирование познавательных и социальных мотивов. Они формируются прежде всего через близкое общение со взрослым и через ведущую деятельность дошкольника — игру.
Что может сделать родитель, чтобы сформировать и сохранить у ребенка мотивацию к учебе в школе:
- Обеспечить дошкольнику свободное время для свободной игры. Об этом мы рассказывали в нашей статье «Сюжетно-ролевая игра и ее значение в развитии ребенка».
- Поддерживать эмоционально близкие отношения с ребенком.
- Контролировать процесс изучения нового, не торопя и не тормозя событий.
- Развивать ребенка в соответствии с его ведущей деятельностью.
- Создавать позитивную эмоциональную обстановку в процессе изучения чего-то нового.
- Обеспечивать ребенка свободным пространством для его активностей.
- Быть примером для своего ребенка, расширяя сферу своих интересов.
Развитие произвольности ребенка — это одна из целей воспитания дошкольника. Развитие произвольности дает отличный школьный старт для ребенка любых способностей. В основе этого понятия лежит умение ребенком владеть собой и направлять свои умения на значимые цели: учебные, спортивные и увлечения.
Развитие этой компетенции тесно связано с физиологией, за ее возникновение отвечают лобные отделы коры мозга, и пока они не сформированы у ребенка, управлять своим поведением ему достаточно сложно. Лучше всего они созревают, если ребенок физически активен.
Если у ребенка к 6–7 годам созревает способность к контролю своих действий, то это уже достаточное условие для начала обучения в школе.
Для этого родительское внимание следует направить на следующие моменты:
Развитие этой компетенции тесно связано с физиологией, за ее возникновение отвечают лобные отделы коры мозга, и пока они не сформированы у ребенка, управлять своим поведением ему достаточно сложно. Лучше всего они созревают, если ребенок физически активен.
Если у ребенка к 6–7 годам созревает способность к контролю своих действий, то это уже достаточное условие для начала обучения в школе.
Для этого родительское внимание следует направить на следующие моменты:
- Создание среды для общения и игр со сверстниками.
- Обеспечение физической активности ребенка.
- Игры с ребёнком, помогающие развивать самоконтроль, концентрацию внимания, усидчивость. К такой игре можно отнести, например, «IQ-Конструктор».
- Обучение ребенка в форме игры.
- Ограничение доступа к электронным гаджетам, т. к. их влияние имеет негативные последствия для нервной системы и волевых качеств ребенка.
Физическое развитие ребенка
Эта область развития ребенка во многом определяет остальные сферы его жизни (интеллектуальную, эмоциональную и социальную). Физическое здоровье дает возможность справляться с эмоциями, быть принятым в коллективе, позволяет умственно развиваться и дает основу устойчивой самооценке.
Познакомьте ребенка с играми вашего детства: «классики», «вышибалы», «резиночки», «скакалки». Дети с удовольствием подхватывают эти игры, вы и не заметите, как все дети во дворе присоединятся к вам. Это еще один способ настроить эмоциональный контакт с ребенком, и, как мы уже знаем о его важной роли в дошкольном возрасте, не стоит упускать такую возможность.
Познакомьте ребенка с играми вашего детства: «классики», «вышибалы», «резиночки», «скакалки». Дети с удовольствием подхватывают эти игры, вы и не заметите, как все дети во дворе присоединятся к вам. Это еще один способ настроить эмоциональный контакт с ребенком, и, как мы уже знаем о его важной роли в дошкольном возрасте, не стоит упускать такую возможность.
Интеллектуальные навыки
И наконец, пятый ключ к успешной адаптации ребенка к школе — интеллектуальные навыки ребенка. Как правило, именно на них фокусируют свое внимание родители дошкольников. К ним можно отнести чтение, счет и общую осведомленность.
Обучение чтению дошколят
Для подготовки ребенка к чтению необходимо развить три области: фонематический слух, словарный запас и способность излагать мысли. Их можно развивать в контексте жизни: говорить с ребенком, рассказывать и придумывать сказки, петь песни, читать с ребенком. При чтении старайтесь не стремиться охватить большое количество книг, а читать медленно и вдумчиво.
Какие игры могут помочь в развитии навыков чтения?
Знакомство с буквами можно начать с игры-головоломки «Загадочные брусочки». В этой игре делайте упор на диалог с ребенком через открытые вопросы. Побуждайте ребенка к активной речи. Большой словарный запас ребенка — это первая ступенька к подготовке ребенка к чтению.
Какие игры могут помочь в развитии навыков чтения?
Знакомство с буквами можно начать с игры-головоломки «Загадочные брусочки». В этой игре делайте упор на диалог с ребенком через открытые вопросы. Побуждайте ребенка к активной речи. Большой словарный запас ребенка — это первая ступенька к подготовке ребенка к чтению.
Счет и логическое мышление
В развитии этой области также помогут настольные игры. С их помощью ребенка можно легко обучить следующему:
- Свободно считать до 10 и обратно, называть цифры подряд и вразбивку.
- Составлять цифры в пределах десятка. Например: 6 состоит из 3 и 3 или из 4 и 2.
- Считать парами и тройками.
- Делить группы предметов на равные части.
- Измерять предмет с помощью палочек.
- Ориентироваться в понятиях «больше», «меньше», знать, что 2 меньше 6 и т. д.
Помощником в изучении счета с 2 лет станет игра «Раз, два, три, четыре». Ребятам с 3 лет уже можно вводить математические понятия, а начинать это делать можно с игры «Много или мало?».
Следующие игры замечательно подойдут для развития математического стиля мышления:
- Развивающая игра «Муравьишки» — многогранная игра, позволяет детям осваивать математические понятия в игровой форме.
- Тему геометрических фигур можно освоить через игры «Где какая форма?», а детям постарше можно предложить головоломку «Пентамино».
- Для развития логического мышления можно использовать игры-тримино: «Вкусные задачки» и «Радугу цифр». Для детей от 4 лет можно предложить игру-судоку «Животные».
- Также для развития мышления, памяти и внимания не стоит пренебрегать такими играми, как лото, домино и всевозможные головоломки.
- Многофункциональная игра «Фруктовый счет» будет интересна как родителям, так и детям, она поможет в игровой форме освоить математические понятия «цифра» и «количество».
Общие знания
Важным фактором, определяющим готовность ребенка к школе, является кругозор ребенка и умение ориентироваться в окружающем мире. Этот опыт дошкольники могут получить через:
Расширять общий кругозор с 2 лет можно начать с таких игр, как «Домашние любимцы» и «На ферме». Их можно использовать для развития как мелкой моторики, так и речи ребенка.
Детям постарше можно предложить изучение мира профессий с помощью игры «Какие бывают профессии?», познать животный мир через игры о животных: «Что едят зверята?», «Кто-кто в домике живет?».
Подводя итог, важно сказать, что при развитии любых навыков важен положительный настрой и вера в ребенка. Идти нужно путем не сопротивления, а бережного отношения к личности ребенка — тогда любая школа станет увлекательным миром знаний для детей.
- разговоры и совместную деятельность со взрослыми;
- изучение энциклопедий и научных журналов для детей;
- научно-популярные фильмы;
- эксперименты и опыты.
Расширять общий кругозор с 2 лет можно начать с таких игр, как «Домашние любимцы» и «На ферме». Их можно использовать для развития как мелкой моторики, так и речи ребенка.
Детям постарше можно предложить изучение мира профессий с помощью игры «Какие бывают профессии?», познать животный мир через игры о животных: «Что едят зверята?», «Кто-кто в домике живет?».
Подводя итог, важно сказать, что при развитии любых навыков важен положительный настрой и вера в ребенка. Идти нужно путем не сопротивления, а бережного отношения к личности ребенка — тогда любая школа станет увлекательным миром знаний для детей.