Top.Mail.Ru
 
Психологи советуют

Эмоциональный интеллект: подсказка для родителей

Жизненный успех зависит не только

 от уровня интеллекта,

но и от хорошего умения управлять

собственными эмоциями.

Понимая свои эмоции,

человек будет чувствовать

и осознавать эмоции других.

Дениэл Гоулман, автор теории

эмоционального

интеллекта


Установление тесного эмоционального контакта с ребенком, взаимоотношения с другими людьми, анализ их поступков — важнейший источник формирования эмоциональной сферы дошкольника, которую нужно развивать и тренировать.


Как развивать эмоциональный интеллект?

Опыт работы с детьми показывает, что начать знакомить ребенка с темой эмоций можно уже с четырех лет, и лучше это делать во время игры. В игровой форме дети способны легче усвоить такие понятия, как радость, печаль, гнев, страх.

Для раннего развития эмоционального интеллекта подойдет игра «Судоку. Эмоции для самых маленьких». Это многофункциональная игра, которая может включать разнообразные задания, которые развивают и тренируют эмоциональный интеллект.


  • Определение эмоции. Рассмотрите с ребенком сказочных героев на фишках, попутно задавая несколько вопросов: «Как зовут героя?», «Почему он грустный, веселый, злой?», «Что персонаж делает, когда злится, радуется или грустит?», «Как можно помочь герою изменить свое настроение?» (обнять, погладить, покричать).
  • Осознание и проживание эмоции. Поделитесь с малышом своим опытом о том, как вы переживаете состояния гнева, злости, радости и печали. Что вам помогает в эти моменты преодолеть негативное состояние? Такой диалог поможет детям узнать о способах безопасного проживания негативных состояний. Объясните малышу, что осознание своего настроения и состояния поможет управлять этим состоянием.

Тренируем эмоции на практике

Чередование спокойных и активных заданий во время игры в «Судоку. Эмоции для самых маленьких» поможет снять напряжение в теле и выйти негативным эмоциям.

  • Для создания динамичной игры разложите фишки с героями в произвольном порядке. Выберите любую эмоцию, например грусть. Победит тот игрок, кто первый наберет большее количество персонажей с грустным настроением. Потом повторите игру, выбрав фишку с другой эмоцией. Предложите ребенку самому выбрать новую фишку и рассказать, какая эмоция изображена на ней.
  • Игра-перевоплощение. Задача ведущего в этой игре — выбрать фишку с героем в случайном порядке, изобразить его эмоцию, используя язык мимики и жестов. Другие участники отгадывают, что демонстрирует ведущий, который не должен отвечать на вопросы игроков. Так ребенок научится невербально считывать эмоцию другого человека, что поможет развить также его эмпатию (восприимчивость к эмоциональному состоянию другого человека).

Понимание своих эмоций — основа благополучия и гармоничного душевного состояния ребенка, его успешного общения с другими людьми и дальнейшего развития. Поэтому важно развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.